Восхождение на Пик "Энергия", Таджикистан  (Сентябрь 2007):

Карта Таджикистана

"Я сердце оставил в Фанских горах" - с детства каждому знакомые строки из песни Визбора. Ну так вот и я решил провести эксперимент над своим сердцем по отношению сему предмету.

Была разработана многодневная программа, включающая восхождение на вершину более 5000 метров высотой, был нанят инструктор-альпинист из Ташкента и проведено много других превентивных действий для реализации этой поездки. Но как говорится мы предполагаем, а бог располагает и за месяц до поездки в моей личной жизни появилась любовь. 30 августа все было готово, а улетать из Москвы мне не хотелось, хотелось остаться с любимым человеком и быть с ним.  Но делать было нечего, все оговорено и организовано и вот терминал Домодедово, десятки узбеков с несметным количеством сумок и я гордо конкурирующий с ними своим огромным рюкзаком стояли в очереди на регистрацию.

Вполне комфортный перелет и полная неразбериха на паспортном контроле и таможне  по прилету в Самарканд.  В гостинице перед отъездом к границе с Таджикистаном  оставался лишь час свободного времени, который я потратил на окончательные сборы и знакомство с инструктором - Алишером. Он оказался  человечком небольшого роста с живыми глазами и некой, присущей многим азиатам хитринкой.

С учетом текущей политической ситуации в Узбекистане, гражданам этой страны не так легко  в отличии от россиян пересечь границу соседнего государства, в данном случае Таджикистана.  Для этого пришлось воспользоваться услугами небольшой фирмочки, которая просто напросто  занимается контрабандой людей и за определенную плату, в нашем случае 60 долларов США граница стала эфемерна и прозрачна для Алишера, не смотря на отсутствие у последнего соответствующей визы.

Целый день ушел на переезд из Самарканда в Педжикент и далее альп. лагерь Артуч а также на пересечение границы.

Таджикистан, неподалеку от Педжекента

В первые дни нашего горного путешествия было принято решение арендовать ослика и погонщика чтобы не терять столь драгоценные силы на наши огромные рюкзаки перед восхождением. И вот утром следующего дня  маленькая экспедиция в составе трех человек и одного ослика выдвинулась в горы. Каждый день я невыносимо скучал по своему любимому человеку, оставшемуся в Москве и когда нами был пройден перевал Алаутдин, после которого мобильной связи уже не было, это чувство тоски особенно обострилось и преследовало меня на всем последующем пути, не смотря на окружающие красоты. На самом деле просто не найдется слов, чтобы описать красоту разноцветных озер и суровых перевалов, остроконечных вершин, цепляющихся клыками своих утесов за облака в предзакатном свете лучей заходящего солнца. Я снова был в горах, которые по своему виду и растительности больше всего напоминали  северные территории Пакистана, правда тут все было в несколько меньшем масштабе.

Куликалонские озера

Озеро Алаудин

Район Куликалонских озер

На подходе к перевалу Алаутдин

Куликалонские озера

Озеро Алаудин

На подъеме от озера Алаудин

"Замкнутая система" ручей неоткуда и в никуда :)

На третий день путешествия, после Мутного озера, наш ослик на очередном подъеме встал на колени, животное дальше идти не могло и его пришлось отпустить вместе с погонщиком и продолжить свой нелегкий путь уже в полном грузу, с рюкзаками на плечах. Ночевка на небольшом леднике, холодно и заряды снега. На следующий день долгий и изнурительный подъем на перевал Чимтарга, высотой аж 4600 метров, расположенный между двумя пятитысячниками - Чимтарга и пиком Энергия. Ночь на перевале и утром начало восхождения на Энергию... Сплошной лед, крючья, станция, вгрызающиеся в лед кошки и ледоруб, ледяные брызги из под них и все вновь и вновь.  С погодой по пути наверх повезло и вот к полудню весь мир перед нами. До горизонта простиралась горная страна и остроконечные пики с проплешинами льда уже не казались столь неприступными с высоты более чем 5000 метров. Но с погодой что то стало меняться и вот с запада  потянулись  свинцовые, набухшие от снега тучи, ветер крепчал. Надо было спешить вниз.

Виды на Фанские горы с перевала Чимтарга, 4600 м

Разгар непогоды застал нас посреди спуска... видимость ухудшилась  и еле еле можно было различить фигуру напарника на длину страховочной веревки , не говоря уже о деталях рельефа на склоне горы. День подходил к концу, а мы все продолжали свой спуск, шаг за шагом , крюк, станция, брызги льда из под кошек и ледоруба и так вновь и вновь. В какой то  момент непогода расступилась и среди тяжелых туч некое фейерическое зрелище открылось нам.... Безумного цвета лучи заходящего солнца пробивались сквозь тучи, выхватывая среди них остроконечные пики гор, при этом окрашивая все в цвета неописуемой золотистой тональности... Видение продлилось минут 10ть и снова снежные заряды и бесконечный спуск уже в сумерках. К палаткам мы вернулись затемно и бросив снаряжение, измученные, но довольные результатом восхождения легли спать.

Вид на перевал  Чимтарга и одноименную

вершину с пика Энергия

На спуске с вершины Энергия,

после снежной бури

Вид на Фанские горы с

вершины Энергия 5100м

Следующий день был началом нашего обратного пути и договорившись встретиться в районе озера Алло, мы начали свой спуск с перевала. На озере оказался раньше Алишера и стал его дожидаться. Ожидание затянулось , проходили часы и вместо оговоренных 3х часов пути прошло около 6ти, а Алишера все не было - я стал беспокоиться.

Озеро Мутное

В итоге решив, что Алишер меня не заметил и прошел далее по верхней тропе, я двинулся в дальнейший путь, вниз по ущелью. Темнело, но инструктора так и не удалось найти и выбрав место для ночевки я разбил палатку.  На следующее утро продолжил свой путь вниз и повстречал семью таджиков, на лето, как принято в этих краях переместившуюся в горы чтобы возделывать небольшие по площади участки земли и пасти скот. Надо отдать должное - люди в этих местах были очень доброжелательны и гостеприимны. Меня, порядком измученного хорошо накормили и предложили переночевать в качестве гостя. Остаться я отказался и получив полные инструкции о моем дальнейшем пути, двинулся к горной дороге. Выйдя на дорогу удалось поймать Ниву, на которой добрался до альплагеря Артуч, где неделю назад начинался наш путь.

по пути в альплагерь Артуч

Тут меня ожидали неприятности. Алишер не вышел, и как мне сообщили - границу перейти без него мне не дадут. Создавалась ситуация, где я был заложником независящих от меня обстоятельств. В таких странах, как Туркмения, Таджикистан, Узбекистан закон совершенно не принимается во внимание и коррупция, в частности основанная на родственных связях и имеющая клановый характер, приобрела общегосударственные масштабы.  Как и в каждой моей поездке - в этой у меня появились новые друзья, тоже имеющие определенные связи и мы начали прорабатывать сценарий моего бегства из страны через Душанбе, раз граница была закрыта для меня. Но в какой то момент в альплагерь позвонили из прокуратуры, тем самым искоренив мою последнюю надежду на возвращение в ближайшее время...     И тут появился Алишер, внятно не объяснив причины своего отсутствия, он на тот момент для меня был некой панацеей, тем заветным пропуском обратно домой. Не теряя времени, я договорился в близлежащем кишлаке с водителем, который отвез нас к границе... Все прошло гладко и вот я снова на территории Узбекистана, тут у меня много друзей и можно решать любые вопросы. Распрощавшись с Алишером и расплатившись с ним, я поселился в отеле в Самарканде. До моего вылета в Москву еще было несколько дней и я решил съездить со своим другом в Бухару и скоротать там пару дней.

Утром следующего дня я подсел на проходящий поезд и уже через 3 часа был в Бухаре.

Бухара - она отличается от других городов Узбекистана каким то уютом старого города, где  отели расположены прямо у древних медресе и все пронизано некой невидимой паутиной древнего, восточного колорита. До позднего времени прошатавшись по улочкам старой Бухары, мы вернулись в уютный отель, расположенный в старом городе.

Бухара - на улицах старого города

На утро я и мой друг, Максим решили пойти в единственный и по словам Максима фешенебельный, открытый бассейн. Бассейн был частью гостиничного комплекса Бухара Палас.  Купальных принадлежностей у нас не было и пришлось полдня потратить на поиски плавок, из чего можно было сделать вывод о не столь большой популярности плавания в сиих местах.  Наконец то оказавшись в бассейне мы были не мало поражены тем фактом, что вместо воды в бассейне присутствовала некая мутная субстанция с плавающими на ее поверхности продуктами органического происхождения. В бассейне мы были единственными посетителями и расположившись на шезлонгах стали загорать, о плавании конечно речи идти не могло. Через некоторое время, явно не удовлетворенный нашим поведением персонал решил провести следующую акцию, видимо с целью вовлечения нас в ряды купальщиков. Картина предстала нашим глазам следующая - От куда то была притащена 200 литровая бочка, видимо с определенным количеством хлорки, что обычно используется как антисептик в общественных уборных. В хлорку была добавлена вода, содержимое бочки перемешано и вылито в и так мутную воду бассейна.  По поверхности воды стало расходиться вонючее пятно, по краям которого появилась желтого цвета пена, похоже как продукт погибающей органики.  Персонал бассейна расселся на свои места и стал ожидать ответных действий с нашей стороны. Так как уже не только вода, но и воздух вокруг бассейна оказался испорченным, нам ничего не оставалось, как удалиться восвояси. Персонал был крайне разочарован таким результатом... Женщина на ресепшн пробурчала с укоризной, что вода в бассейне чистая и как ей и положено быть - хлорированная.

Первая декада сентября подходила к концу, в городе же стояла невыносимая жара, после неудавшегося мероприятия с бассейном, не оставалось ничего другого как найти тень и ожидать вечера и спасительной прохлады.....

Хотелось побыстрее вернуться в Москву и никакая связь не могла заменить той долгожданной встречи, что ожидала меня дома.  Но действительно маленькая часть моего сердца осталась на том льдистом склоне, среди остроконечных вершин, среди минутной фейерии небес, что открылась перед нами во время снежной бури в горах.  Перевалы и разноцветные озера снились мне в ту ночь и снова чувство неповторимого опыта наполняло мою душу.....

Большое спасибо моему другу  Максиму Галкину ,  за его помощь в организации этого путешествия, ну и конечно же мои рекомендации, обращайтесь к нему при необходимости организовать мероприятие в данном регионе.