Путешествие в королевство Бутан  (Июль 2008):

Катманду и вечерняя гроза.

Раскаты грома разносились над долиной, над террасами рисовых полей, над холмами, поросшими лесом, в котором тысячами отголосков звенели цикады.

Снова дождь, сезон муссонов не самое лучшее время для посещения здешних мест. Но мы устали, и дождь создавал должное настроение для дня отдыха на нашем пути. С балкона номера в небольшом отеле открывался замечательный вид на долину и уходящие вдаль холмы, на тучи, цепляющиеся за вершины холмов, на грозовые облака и пелену дождя, что скрывала из вида некоторые участки долины.

грозовое небо в Нагаркоте

Утренний перелет, снова шум, грязь, бесконечные сигналы машин, рев грузовиков и надрывный треск мотоциклов, навязчивые торговцы – все это обрушилось на нас через десять минут после прибытия в аэропорт Катманду. Два час езды в адском шуме, в туче выхлопных газов и вот, наконец, мы под звук дождя и раскаты грома отдыхаем в небольшом отеле, расположенной на самой вершине поросшего лесом холма, в местечке Нагаркот. Мы еще находимся под впечатлением далекой и малоизвестной страны. Еще этим утром со взлетной полосы единственного аэропорта, расположенного в зеленой долине среди предгорья Гималаев, красивый и современный самолет взмыл в небо, пронзив редкие облака, что цепляясь за горные вершины, окружающие долину не хотели лететь дальше. Самолет пронес нас над сверкающими вершина Джумолхари и величественной Джомолугдмой, что как гигантский утес высилась среди небесных полей.  Самолет вскоре пошел на посадку, и вот мы пробиваемся сквозь пыльные, шумные пробки улиц Катманду.

Бутан

Карта королевства Бутан

Королевство Бутан – это необычная, и столь малоизведанная страна, ради посещения которой и была предпринята наша поездка.

Первоначально путешествие планировалось на май, но по определенным обстоятельствам пришлось перекроить все планы, поменять билеты и в итоге, наше посещение Непала и Бутана пришлось на период муссонов. В это время года в течение дня погода столь часто меняется, что надо каждое мероприятие планировать с учетом, как жаркого солнца, так и проливного дождя.

Попасть в Бутан не так легко, в первую очередь, по высокой стоимости поездки.

Это страна долгое время была закрыта для посещения туристами, как в прочем и Тибет в былые времена.

В данный момент на уровне правительства страны введена годовая квота в части количества туристов, что могут ее посетить. Также введен лимит средств, которые хочешь не хочешь, а надо выложить за день пребывания – это 200 долларов США за день на человека, так что в итоге поездка оказывается недешевой.

Но, так или иначе, Бутан стоит того, чтобы его посетить. Это страна являет собой сплетение времен – колорит одежды, архитектуры и непоколебимой веры каждого ее жителя. Сотни и сотни монастырей, от самых древних и труднодоступных, ютящихся на выступах отвесных скал до относительно молодых, имеющих место быть в каждом населенном пункте, являются не просто данью буддизму. Это есть неотъемлемая часть  культуры, политического строя и мировоззрения жителей Бутана. Скорее всего, Королевство представляется собой Тибет, которым он мог бы стать, не будь интервенции со стороны Китая по отношению к этому глубоко религиозному и мирному государству.

На всей территории Бутана существует один единственный аэропорт, и располагается он в долине второго по величине города страны – Паро. Самолет, маневрируя между гор, заходит на посадку, справа и слева на уровне иллюминаторов проплывают горные отроги, покрытые лесами, и в небольших долинах, и на пологих участках склонов ютятся дома и террасы рисовых полей.

рисовые наделы

предгорья Гималаев, что окружают долину Паро

В первые минуты после посадки самолета бросается в глаза стиль архитектуры и одежды встречающих, даже официальные лица в этой стране обязаны носить традиционную одежду. Так же поражает качество автомобилей на дорогах – новые джипы и современные грузовики -  никак не входили в мое представление, сформированное пребывание в Индии и Непала во время моих прошлых поездок.

В аэропорту Паро нас встречали гид Уген и водитель Ганпо. В Бутане проживает много тибетцев, как исторически, так и вынужденных иммигрировать сюда в годы китайской оккупации Тибета. Вот, и наши парни оказались обладателями тибетских имен.

Из Паро путь лежат в столицу Бутана – Тхимпу, после полутора часов езды по прекрасному шоссе, мы оказались в небольшом по нашим стандартам городишке, чистом и аккуратном, если, например, сравнивать с тем же Непалом. Откровенно говоря, делать в Тхимпу более полудня нечего и на следующий день мы ехали по серпантину к горному перевалу Dochu La (высота перевала 3116 метров). С перевала начинался первый в эту поездку трек, к буддийскому монастырю, расположенному на высоте 3600 метров в горах. Погода была отвратная, если не моросил дождь, то плотный туман низко проплывающих туч застилал все вокруг. Но, так или иначе, трек удался, попив чая и пообщавшись с монахами, мы двинулись в обратный путь.

старый монах в монастыре

монастырь в горах

лес в облаках, по пути к монастырю

По дороге в Тхимпу мы наблюдали кремацию умершего человека. В отличие от Тибета, в Бутане умерших кремируют, после чего из пепла тела и глины изготовляют конической формы фигурки, которые в последствии, а также белые флаги с молитвами на длинных древках размещают в местах, указанных астрологом для каждого умершего индивидуально.

фигурки из глины и пепла кремированного тела

Если вы соберетесь в Бутан, то скорее всего вам будет предложена стандартная программа осмотра достопримечательностей Тхимпу. Наша программа правилась в режиме он-лайн каждый день. Когда мы узнали, что за оплаченные деньги, в нашем распоряжении появился гид готовый идти куда угодно, а также джип с водителем без ограничений в километраже дневного пробега – вооружившись картой мы начали за каждым ужином выстраивать программу следующего дня.

Утро нового дня, и мы выдвигаемся по горной дороге к совершенно случайно выбранной точке на карте. По прибытию разделяемся, и моя спутница Нелли вместе с гидом отправляется к двум, не столь отдаленным монастырям Черри и Танга. Я же в этот день выбрал по настоящему трудный и горный маршрут, проходящий по высотам 3600 метров с надеждой достичь высокий монастырь, расположенный высоко в горах. Мои надежды не оправдались, так как через три часа пути в гору начался сильнейший ливень и в итоге горная тропа, проходящая в густом лесу, превратилась в своеобразную речку, что несла свои воды навстречу мне. Пройдя в сумму около двадцати километров, я вернулся мокрый, грязный и измученный к месту моего ожидания. Причем по прибытию с удивлением услышал, что ливень моих спутников не застал, а Нелли даже умудрилась даже несколько сгореть на солнце. Может быть мне и не надо было оказаться в том месте, куда я так хотел попасть, – после размышлял я.

сказочного вида лес на треке

К вечеру погода снова начала портиться, серые низкие тучи весели над долиной, на обратном пути с трека к монастырю мы остановились на краю долины Тхимпу, тут же начинался давняя пешая тропа, ведущая из Тхимпу в Паро.

начало тропы из Тхимпу в Паро

вид на долину Тхимпу (погода ненастная)

На следующее утро мы покинули Тхимпу и вернулись в долину Паро. После заселения в одном из коттеджей отеля, расположенного на краю долины, с видом на рисовые поля и редкие домики местных крестьян, было принято решение исследовать Паро, его окрестности и посетить местный дзонг.

Центральная улица Паро и местные жители

В Бутане в каждом районом центре располагаются своеобразные административные учреждения  - дзонги. В каждом дзонге размещаются как органы регионального управления (местная администрация), так и религиозный центр. Посещать дзонги без определенного разрешения иностранцам запрещаются (ранее они и вовсе были недоступны для посещения).

вид на дзонг и долину Паро

вид на дзонг в Паро

вид на дзонг

монахи

во дворе дзонга

монашенок

После дзонга мы погуляли по Паро и съездили в не столь отдаленную деревушку, дабы ознакомиться с бытом местных жителей. Рисовые поля, небольшие наделы кукурузы и в некоторых местах пшеницы – это основные плоды труда местных крестьян.

крестьянские дома и рисовые наделы в долине Паро

Утро следующего дня порадовало чистым, голубым небом и звонким щебетанием птиц. В этот день нам предстояло добраться до наикрасивейшего монастыря Tiger Neste, расположенного на уступах скал в самом конце долины Паро. Путь к монастырю был не легок, с учетом дневной жары и крутого подъема в гору по извилистой тропинке, переходящей в каменную лестницу, вырубленную в отвесной стене. В монастыре все было демократично, и по прибытию мы удобно утроившись на лежащих на полу циновках, долго сидели, общались с монахами и медитировали.

монастырь Tiger Neste

В Бутане многие люди вполне сносно говорят по-английски, так как эта дисциплина входит в базовое образование. Дальнейшее обучение зависит лишь от способностей человека, а не от его финансовых возможностей, и cдав вступительные экзамены, человек может продолжить свое обучение в колледже. Многие дети в малом возрасте отдаются на обучение в монахи. Такая судьба вовсе не означает отсутствие образования – буддийские монахи в большинстве своем, очень образованные люди.

Молодые монашата, которые повстречались мне во время небольшого трека и флаги, рядом с очередным монастырем

Последующие два дня нашего путешествия прошли в поездках и треках к монастырям. Мы побывали в еще одной из девятнадцати провинций Бутана – в провинции Ха. Для этого пришлось предпринять поездку через высокогорный перевал Cheli La (высота 3988 метров).

Перевал Cheli La

Погода день ото дня улучшалась, и дожди были уже не столь продолжительны. В ходе наших поездок и походов открывались прекрасные виды долин, и картины великого художника природы поражали своим великолепием и разнообразием. Тут не было снежных вершин, но свое неповторимое очарование несли в себе отроги гор и зеленые долины, облака, выше которых мы поднимались в ходе наших треков, и одинокие монастыре, ютящиеся между небом и землей.

виды, которые мы наблюдали в ходе наших треков и переездов по провинциям Паро и Ха

Это было путешествие в край гармонии природы, так и неповторимой гармонии, царящей среди людей, живущих в этой удивительной и далекой стране. В каком бы городе вы не очутились, тут не придется терпеть навязчивых торговцев, жизнь тут идет спокойно, как, наверное, было сотни и сотни лет назад. Лишь следы прогресса разнообразили ход этой жизни, но при этом не сломав той древней, веками формировавшейся, культуры.

Возвращение в Катманду

После Бутана, возвращение в Непал шумный пыльный Катманду, ничего, кроме, некоторого разочарование, нам не принесло. Хотя, добравшись через вечные автомобильные пробки в Нагаркот, мы несколько воспряли духом. Это место, действительно, отличалось красотой видов, что можно было наблюдать, бродя по окрестностям отеля. К вечеру разразилась гроза и я принялся за написание данного рассказа, а Нелли посапывала на кровати под шум дождя, утомленная всей суетой, связанной с перелетом и долгим переездом из аэропорта.

окрестности местечка Нагаркот

На следующая утро машина, предварительно заказанная, уже ждала у отеля. И мы отчаянно ринулись снова в мир шума, бесконечных автомобильных гудков и пыльного воздуха, отравленного выхлопными газами. В этом шумном мире еще оставались древние, и, более менее, уютные островки, куда на время можно было ускользнуть от всех прелестей цивилизации. Одно из таких мест мы и посетили по пути из Нагаркота в Катманду. Это был старый Бхактапур – город ремесленников и художников, в изобилии представлявших продукты своего труда на улочках, мощенных красным кирпичом. Входная плата для туристов в город по местным меркам не малая, и если вас привезут к центральному входу, то послушайте моего совета. Просто пройдите несколько сот метров дальше по дороге, по которой вас везли, и обязательно найдется улочка, ведущая в древний город, на которой никто не спросит входной платы. Как оказалось вышеупомянутой возможности бесплатного посещения было известно не мне одному, так еще парочка иностранных граждан пустилась на поиски бреши в обороне города. В скором времени мы бродили по старым улочкам, наблюдая колорит древней архитектуры и колорит персонажей, тут обитавших.

Бхактапур и его жители

Из Бхактапура же до Тамеля – туристического района Катманду (где мы должны были поселиться), добираться пришлось через ужасно долгую пробку. Через несколько часов езды, наши полудохлые от крепких выхлопных газов тушки, вывалились из машины у входа в отель, при этом, скорее всего, подняв облако пыли, что успела осесть на нашей одежде, рюкзаках и сумках за время пути из Бхактапура.

Следующей моей целью было раздобыть несколько интересных образцов минералов, что я привык делать в любой стране, которую посещал, так как в бытность свою коллекционером, очень не равнодушен к сей теме. Поиски принесли должные плоды, и к вечеру в номере отеля мы любовались несколькими замечательными образцами аквамаринов, что стоили, на удивление, не мало в этой стране.

Образец Непальского аквамарина на слюде

Из мест, что стоило посетить в Катманду, хочется отметить ступу Boudhanath – место паломничества разного верующего люда, уголок Катманду колоритный и действительно гармоничный по сути своей. Посещение ступы было пройденный этапом, так еще по пути в Бутан через Катманду, у нас оказался в распоряжении свободный день, вот мы и распорядились.

снимки ступы Boudhanath

Хочу отметить, что если вы оказались в Непале транзитом, и намерены провести в нем не более двух дней, то за визу платить вовсе не стоит, лишь необходимо по прибытию сообщить, что не собираетесь долго тут задерживаться, и вам выдадут бесплатную транзитную визу.

Последний день нашего пребывания в Катманду, мы решили посетить еще парочку интересных, на мой взгляд, мест – это район Катманду Потан и Swayambhunath (храм обезъян). Тут я уже однажды побывал, во время моего путешествия в Тибет через Непал. Для Нелли же это был новый опыт, а я в свою очередь был своеобразным гидом.

Swayambhunath (храм обезъян)

Как и предполагалось, на следующий день нами были посещены места запланированные. Погода стояла в этот день необычайно жаркая, и в итоге, совершенно взмыленные мы оказались в прохладном номере отеля к вечеру. Прощальный ужин на двоих. И снова перелеты, и снова  воспоминания и наш опыт – это то, для чего была организована поездка, это то, что мы увозим с собой из нашего путешествия. Кроме опыта, мы увезли с собой прекрасные образцы минералов и кучу сувениров. Но при прохождении секьюрити Дохи (Катар), через который лежал наш путь в Москву, бородатый араб вовсе недружелюбно заметил, что скорее всего, я намерен убить какого-нибудь одним из этим прекрасных образцов и как следствие, мой рюкзак был изъят для последующей сдачи экипажу авиалайнера, следующего в Москву. В моей голове до сих пор не укладывается мысль того применения вышеуказанного предмета. Но, я уже привык к таким прецедентам за время путешествия (так, например, в Чили мне было заявлено, что тренога для фотоаппарата может быть использована для сборки огнестрельного оружия во время полета, в итоге, она тоже была сдана секьюрити).

В конце концов, мы благополучно добрались до Москвы, и скоро будем планировать новую поездку в новые далекие страны, которые всегда непреодолимо тянут и не дают с головой погрузиться в скучную рутину жизни.